Освободит ли прямой договор с энергосбытовой компанией от обязательств перед СНТ?
Многие соседи стремятся перейти на прямой договор по оплате электроэнергии, чтобы быть свободными от обязательств перед СНТ.
Сначала давайте определим, что такое «прямой договор».
Прямой договор — это договор энергоснабжения между собственником земельного участка на территории СНТ и гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой компанией). По данному договору садовод оплачивает потреблённую электроэнергию напрямую через энергосбытовую компанию. Поэтому неофициально принято называть этот договор «прямым».
При переходе на прямые расчёты с гарантирующим поставщиком для садовода по большому счёту ничего не меняется, кроме уменьшения стоимости за 1 кВт 3,84 рубля. Изменяется адресат оплаты за потреблённую электроэнергию: вместо расчётного счёта СНТ оплата производится на расчётный счёт энергосбытовой компании. Это изменение не влияет на другие правоотношения между садоводом и СНТ. Однако многие собственники под влиянием неточной информации от внешних источников могут попасть в зависимость от заблуждений.
Заблуждение № 1: «При переходе на прямой договор мне не нужно платить потери в СНТ».
Порядок оплаты потерь в сетях СНТ регламентирован пунктом 149 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 (далее — Основные положения).
В соответствии с пунктом 149 Основных положений, «в случае заключения договора энергоснабжения гражданами, осуществляющими ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества… такие лица обязаны оплачивать часть потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, в адрес такого садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества».
Т. е. при заключении «прямого договора» садовод всё равно должен оплачивать потери в адрес СНТ. Несмотря на то что в составе тарифа действительно включены потери в сетях, речь идёт только о сетевых организациях. Потери в сетях СНТ в тарифе на электроэнергию не заложены и должны оплачиваться в адрес СНТ.
Заблуждение № 2: «При переходе на прямой договор СНТ не имеет права проверять мой счетчик».
В нашем СНТ это никогда не делалось, поэтому и потери 400 тысяч рублей. Нет контроля!
Индивидуальный прибор учёта является расчётным не только по прямому индивидуальному договору между садоводом и гарантирующим поставщиком, но и по договору энергоснабжения между СНТ и гарантирующим поставщиком. Поскольку для СНТ такой прибор учёта тоже расчётный, то товарищество имеет право проводить проверку такого прибора учёта.
Заблуждение № 3. «При переходе на прямой договор я не обязан оплачивать членские и целевые взносы в СНТ».
Порядок утверждения и взимания членских взносов определён статьёй 14 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 217 «О ведении гражданами садоводства…».
В соответствии с указанной статьёй в СНТ существует два вида взносов, которые утверждаются общим собранием: членские и целевые. Обязанность по оплате взносов в адрес СНТ распространяется на всех собственников земельных участков на территории СНТ, в том числе и на тех, кто не является членом СНТ (статья 5 ФЗ-217). Обязанность по оплате взносов не зависит от наличия или отсутствия «прямого» договора энергоснабжения, а также от того, пользуется ли садовод имуществом общего пользования или нет.